Что такое семья?
Зачем нужная семья? Почему сызвека и поныне считается нормой создания сим’ї, воспитание детей, налаживания общего быта и проведения досуга? Почему даже невооруженным глазом видно, что ребенок рос в несчастливой семье? На все эти вопросы мы попробуем дать ответ в этом разделе.
Брак и семья – исторические явления, которые возникли одновременно с человеческим обществом и сопровождают его во всех его исторических формах. Особенностью брачных и семейных отношений является то, что они всегда поддавались правовой регуляции.
Семья – это союз лиц, которые связаны основанными на взаимной любви и согласии брачными узами, находятся в кровных (прямых или боковых) связках или в таких отношениях, которым добавляется семейная суть через законодательство (усыновление, взятие ребенка, на воспитание в другую семью) и для которых возникают установленные семейным законодательством права и обязанности.
Семья – составная часть любого общества, естественная и основная его клетка. В этом и есть причина того, что государство должно заботиться о создании в стране крепких семей, о базировании взаимоотношений членов семьи на трех китах: равноправии, взаимопонимании и доверии.
Основ возникновения семьи несколько, однако семья возникает, в первую очередь, на основе брака. Факту брака мужчины и женщины достаточно для возникновения семьи.
Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от всякой науки, существует представление, что брак между индивидами и семья, то есть группа, которая состоит из мужчины, женщины и их детей, существовала всегда. Очень многие из них утверждают, что существование такого рода брака и такого рода семьи обусловленно биологией размножения человека и что эти институты унаследованы им от его животных предков. Однако с такой мыслью можно поспорить. Начнем с того, что ни брак, ни семья, не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воссоздание человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения - это далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая половые, никогда к ним не возводятся. Брак – это определена социальная организация отношений между полами. Он допускает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
Советский энциклопедический словарь характеризовал брак как “сімейний союз мужчины и женщины, который создает их права и обязанности в отношении друг друга и дитей”. Почти такие же характеристики дали много специалистов семейного права. Семья – это союз, заключенный с соблюдением требований закона между мужчиной и женщиной, который происходит на основе их взаимопонимания и свободно выраженной воли, которая преследует благородные целые создания семьи, рождения детей, воспитания их, на передовых принципах.
Однако семья возникает также на основе факта родства то есть кровных связей между людьми. В кровной связи находятся те лица, один из которых рожден от другого или они оба рождены от общего предка. В этом отношении в родстве находятся отец и деть (прямое родство), брат и сестра (боковое родство) и др.
Обычно семья состоит из родителей, детей, дедушки, бабушки, внуков, и ее члены находятся или в брачных, или в родственных связках. Однако наличие незамужней матери (матери-одиночки) и ее рожденного вне брака ребенка также порождает семью. Конечно, на тех же основаниях создают семью отец и его деть, или дедушка (бабушка) и внучки, или братья и сестры, которых связывает родство.
Наконец, семья может возникнуть также в условиях отсутствия брака и родства, однако на основе административного акта. Пример этого – усыновление. Усыновлением считается такой юридический факт, согласно каком усиновители и усыновленные приобретают предусмотренных законом для родителей и детей права и обязанности. Значит, между усиновителем и усыновленным возникают отношения отца и ребенка, который является семейными отношениями.
Таким образом, семья возникает на основе разных юридических фактов. Однако, независимо от основания возникновения, семья становится мельчайшей клеткой общества, его органической частью.
А теперь рассмотрим вопрос: что же дает человеку сим’я? Если мы можем назвать себя самодостаточными людьми, то, будучи такими, можем длительное время проводить без общения вообще или в общении с друзьями, коллегами, по работе, любимыми людьми, с которыми юридически отношения не оформлены. Однако задумаемся глубже: как мы стали такими? Кто нас научил общению, умению избирать друзей, разрешать конфликтные ситуации и многим другим делам, без которых ни один человек не сможет полноценно жить? Конечно, это – наша сим’я, какая дала нам возможность пройти процесс первичной социализации.
Социализация Каждый из нас является частицей общества. Однако входим мы в большой мир через свою собственную сим’ю, какая дает нам базу – то, которое не изменится в течение всей жизни, независимо от того, в каких условиях будем находиться. Человек всегда подвергается влиянию внешних факторов – от этого зависит как ее воспитание, так и ее становление как личности. Процесс вхождения человека в общество и называется социализацией.
Социализация – процесс и, одновременно, результат усвоения и активного воссоздания человеком социального опыта, который происходит в общении и деятельности.
Социализация происходит и спонтанно, не в зависимости от условий, в которых находится человек (как правило за счет инстинкта копирования, а также за счет одобрения или не одобрения окружающих), и целеустремленно – в результате, например, воспитание (а также реклама, пропаганды и т.п.). То есть социализация превращает человека на общественный индивид, утверждает ее в обществе как активную личность.
От того, в каких жизненных условиях находится маленький человек зависит то, какой личностью она вырастет. Ведь социализация – это процесс усваивания навыков, психологических установок, образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, которые позволяют успешно функционировать в данном обществе.
Ввиду источников социализации (спонтанная и целеустремленная), можно сказать, что сим’я – это самая первая „інстанція”, какая помогает сориентироваться ребенку в окружающей среде. Ребенок реагирует на такие тонкие вещи, как интонация, манера говорить, в том возрасте, когда на рекламу и на пропаганду еще не реагирует. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения жизненного опыта. Потом в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации лица.
Семью можно рассматривать как модель и форму базового жизненного тренинга лица. Социализация в семье происходит как в результате целеустремленного процесса воспитания, так и за механизмом социального учения. В свою очередь сам процесс социального учения также идет двумя основными направлениями. С одной стороны приобретения социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а из другого — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также с помощью особенного механизма социального учения, который получил название викарное учение.
Викарное учение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения учения других.
Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования были выделены три группы детей. Первую группу составили дети, в которых акцентировался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности, в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружественности и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательность, не умели сдерживать себя (модель III).
Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общения, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка: при этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: предоставление родителями давления на ребенка с целью заставить ее действовать на грани своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснения его мысли или отношения, к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, беспокойство, сочувствие, по отношению к нему.
Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где деть демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.
Модель поведения I Родители, деть которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всех четырех признаках. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много из ими общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не выходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль совмещался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.
Модель поведения II Родители, деть которых следовали модели поведения II, имели низшие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказание, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.
Модель поведения III Родители, деть которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо устоявшийся быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечание, не звертали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии лица ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи является ничем другим, как нарушением ее структурной целостности, которая в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то раньше о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок, и тому подобное
Неполная сим’я Существуют достаточно много исследований, которые описывают влияние фактора неполной семьи на лицо ребенка. Так установлено, что мальчики намного острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики беспокойны, агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметная разница между мальчиками в семьях с отцом и без него в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухгодичные дети, чьи родители, умерли еще к их рождению, живя с матерямі-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем деть, которые имели отца (П.Массен, Дж.Конджер и др., 1987).
Во время исследования поведения детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отца, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были родители. С другой стороны оказалось, что поведение и личные особенности девочек, которые выросли только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности оказывается разница.
Исследователи долгое время утверждали, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личного развития ребенка. Приводились как зарубежные, так и отечественные, статистические данные, в соответствии с которыми выборки подростков просоциальной и асоциальным поведением, в том числе и криминальной направленностью существенно отличаются между собой за критерием "повна-неповна симъя". Сегодня все более внимания уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушения системы межличных отношений и ценностей, в ней предоставляют щонайпотужниший влияние на негативное развитие лица ребенка, подростка, приводя к разным личным деформациям — от социального инфантилизма к асоциальной и делинквентной (противоправной, криминальной) поведения.
Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологичних реакций, неврозов, формированию психопатичного развития на базе акцентуированних черт.
|