Этапы супружеской жизни
Развитие и воспитание чувств, беспокойство о культуре взаимоотношений является фундаментом всей супружеской жизни от ее зарождения к глубокой старости. Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и сим’ї, какую она создает сама.
Формирование личности На жизнь в родительской сим’ї приходятся дошкольный, школьный, подростковый и юношеский возрасты. Это стадии наиболее интенсивного биологического и психического развития. В последующие годы жизни, в период змижжя, человек постепенно приобретает самостоятельность – заканчивает учебу, начинает профессионально трудиться, создает сим’ю. В годы зрелости и полного расцвета люди воспитывают детей, вместе с ними, переживая этапы их развития. Это время длится по меньшей мере двадцать лет. Человек в эти годы достигает полноты физического, социального и профессионального развития. В сорокалетнем возрасте организм человека постепенно входит в новую фазу. В это время деть чаще всего приобретают самостоятельность, и супруги могут опять сосредоточиться на собственных проблемах, одновременно принимая на себя новые семейные роли — тещи, свекрови, тестя, свекра, бабушки и дедушки. Они позволяют супругам в третий раз пережить проблемы, пов’язані с детством и взрослением, но уже с учетом прожитых лет.
Мои годы – мое богатство! В соответствующем возрасте люди приобретают право отхода на пенсию. Но это, понятно, для большинства людей еще не является проявлением старости, поскольку она определяется не возрастом по метрике, а так называемым биологическим веком человека, пов’язаним с темпом развития процессов старения организма. В этот период в основном уменьшается количество профессиональных и социальных нагрузок, но большое значение приобретают семейные заботы, выполнение которых не такое тяжелое, как во время воспитания собственных детей. Эти новые роли бабушек и дедушек приносят большое эмоциональное удовлетворение. Они позволяют пожилым людям переживать ощущение одиночества, особенно после отхода из жизни одной из супругов. Возникновение позитивных эмоций от общения с младшим поколением становится одной из основных потребностей пожилого человека.
Брак – новый этап в жизни лица Для развития сим’ї очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Супружеская пара — это две индивидуальность, два лица, которые решили вместе провести своя последующая жизнь. Вступая в супружеский союз, мужчина и женщина берут на себя новые обов’язки, взаимно удовлетворяя эмоциональные, социальные и интимные потребности друг друга, совместно стремясь улучшить материальные условия своей жизни, создавая экономическую базу сим’ї.
Основы сим’ї Основы сим’ї формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Установление взаимных позиций пов’язане с влиянием одного мужчины на другого. Ведущая роль в сим’ї обычно принадлежат потому мужчине, который имеет большее влияние и через свои личные качества в большей степени умеет принимать решение при возникновении проблем в совместимой жизни. Это лицо, так сказать, концентрирует в своих руках «владу». Она может принадлежать как мужчине и жене одновременно, так и одному из них. В наши дни наблюдается тенденция к равенству брачных партнеров во всех вопросах. Это не исключает положение, при котором одни проблемы семейной жизни разрешает главным образом мужчина, а другие — женщина, хотя в принципе они решаются согласованно.
Кто руководит сим’єю? Влияние и преимущество одного из супругов возникает тогда, когда оба они осознают справедливость такого положения, понимая, что именно он (она) может лучшее что-либо сделать. Источники «влади» в таком интимном союзе, которым является нехватка, коренятся не в насилии, а в индивидуальных способностях и опыте, которые имеют мужчина и жена. Когда один из супругов более способен и подготовлен к удовлетворению той или другой семейной потребности, то ему легко достичь цели, следовательно, в этой проблеме семейной жизни он будет иметь как бы преимущество «влади». Своими действиями он завоевывает авторитет в сим’ї. Именно та обстоятельство, что один из супругов вносит в супружескую жизнь больше другого, создает основу для существования главной позиции в сим’ї. Процесс завоевания «влади» редко бывают осознанными. Чаще всего она спонтанно достается потому мужчине, который более подготовлен к семейной жизни.
Культура должна быть культурною… Конечно, во время определения семейных позиций большую роль играют культурные традиции, воспитание, полученное в родительской сим’ї, а также собственные личностные черты каждого из супругов. Эти факторы занимают значительное место в формировании структур сим’ї. Распределение обов’язків в сим’ї пов’язаний с теми ролями, которые взяли на себя мужчина и жена. После создания сим’ї наступает период, когда в результате проб и ошибок начинают формироваться позиции и роли супругов, то есть происходит процесс взаимного приспособления друг к другу. Сначала супругам бывают весьма трудно оценить собственные возможности и сравнить их с данными партнера, потому каждый из них как бы сам приходит к пониманию своей роли. Это, конечно, согласовывается с традициями и образцами поведения, принятыми в обществе. В настоящее время, например, принято, что отец выходит на прогулку с ребенком в коляске, тогда как раньше мужчине не надлежало даже браться за ручку коляски.
Первый этап супружеской жизни В жизни молодых супружеских пар большое значение должно взаимное желание оказывать помощь друг другу. На первом этапе совместимой жизни жены проходят экзамен на повседневную совместимую жизнь, интимную адаптацию. Это этап благоустройства и создания духовной и экономической базы будущей семейной жизни. В это время вырисовывалось распределение домашних обов’язків между хозяином и хозяйкой дома. Постепенно создается культура совместимой семейной жизни. В каждой нехватке и в каждой сим’ї создаются свои традиции, привычки. По-разному, например, выглядят приветствия утром или после прихода из работы, иначе оборудованы жилищные комнаты, по-своему накрывается стол и так далее На создание определенного стиля жизни вместе с накопленным супругами опытом влияют также образцы, которые черпнули из их родительских семей.
Формирование культуры семейной жизни происходит у супругов в процессе адаптации, взаимного познания, интимного общения, воспитания почета, друг к другу как к лицам со своими индивидуальными особенностями. Рождение ребенка, особенно первого, предоставляет супругам дежурное испытание. Они приступают к выполнению новых социальных ролей — матери и отца. Следует учитывать, что вхождение в новую социальную роль всегда бывает тяжелым и требует подготовки.
Беременность жены. Второй этап Такой естественной подготовкой до родительских ролей является период беременности. Этот биологический факт имеет существенное как психическое, так и социальное, значение. Будущие родители постепенно мысленно и воображении готовятся к изменению, которое должно состояться в их жизни. Одновременно они готовят и свое окружение — ближайших родственников, друзей. Им придется серьезно изменить настроенную жизнь. Они должны решить, кто станет смотреть за ребенком в то время, когда иметь будет на работе, предварительно делают необходимые покупки, создают условия для будущего малыша. В период беременности у супругов начинают формироваться установки на будущего ребенка. Если его рождение желается и ожидается с радостью, то беременность принимается супругами одобрительно, появление в сим’ї ребенка воспринимается как большое счастье.
В некоторых сим’ях малыша ожидают очень страстно, с большим волнением. А позже вокруг ребенка преувеличенно концентрируется внимание и формируется излишне заботливое отношение к нему. Такое состояние родителей чаще всего возникает из-за длинного ожидания беременности или из-за смерти другого ребенка. Иногда мать или отец создают себе весьма конкретное представление о желаемом ребенке: обов’язково девочка или мальчик, с определенным цветом глаз, волос, и даже степенью умственных способностей. Но когда такие родители впервые видят новорожденного, то в некоторых из них вместо радости и удовлетворения возникает разочарование. Эта позиция порой отражается на последующем воспитании ребенка. К ней начинают пред’являти чрезвычайные требования, пытаясь приспосабливать ребенка к созданному в мечтах образу без учета его реальных возможностей.
Не всегда, однако, беременность бывает продуманная предварительно, сознательно. В таких случаях ребенка могут ожидать с радостью или решиться на его рождение после многих колебаний. Нередко у супругов в таких случаях возникают относительно ребенка ощущения дистанции. Оно оказывается, например, тогда, когда будущие роли матери и отца решительно противореччат профессиональной кар’єрі супруги, нарушают их личные планы, стремления, когда цель брака не предусматривала родительских обов’язків. Ощущение дистанции после рождения нежелательного ребенка может выразиться и в позиции явного отбрасывания. Тогда родители отдают его в дом ребенка или дедушке и бабушке, другим родственникам. Если они оставляют малыша в своем доме, то уклоняются от его воспитания. Такие родители никогда не находят время для своего ребенка.
Появление ребенка – третий этап Эмоциональный климат сим’ї, в которой растет ребенок, является очень важным фактором для его полноценного развития. Отношение окружающих людей к ребенку порой определяется обстоятельствами, сопутствующими его рождению. Негативная позиция относительно ребенка ведет к непониманию, недооценки роли матери и отца в жизни человека. Такие люди дают жизнь ребенку не из ощущения внутренней человеческой потребности, убежденности, в том, что родители необходимы ребенку, что только они могут обеспечить его потребности. И здесь выступает еще одно важнейшее качество человека — ощущение ответственности за воспитание для общества достойного гражданина. Родители должны нести персональную ответственность за судьбу своего ребенка, за его физическое, эмоциональное, социальное и культурное формирование как лиц.
С рождением первого ребенка в супружеской жизни происходят много позитивных изменений. В то же время становятся заметными потребности, что раньше не оказывались, или претензии. В каждого из супругов есть свои представления о стиле воспитания, которые коренятся в традициях их родительской сим’ї. Поэтому им необходимое усилие для согласования взглядов и приспособления к требованиям нового периода жизни сим’ї. Это трудное для супругов время. Мужчине бывают очень сложно осмыслить свою роль отца, переориентировать свое сознание на новые задания. У женщины в это время происходит после беременности и родов гормональная перестройка организма. Но она стала матир’ю, и у нее з’явилися очень тяжелые, но счастливые обов’язки. Взаимодействие обоих супруги в этот период позволяют им преодолеть все трудности.
Хорошо, если отец после рождения ребенка активно включается в беспокойство о нем, помогает жене в ведении домашнего хозяйства. Участие отца важно по нескольким причинам. Прежде всего, объем домашних работ становится таким, что, в сущности, все члены сим’ї должны принимать участие в их выполнении, поскольку молодая мать не в состоянии справиться одна. Распределение домашних обов’язків между мужчиной и женой помогает им лучше понять друг друга, создает взаимный дополнительный зв’язок.
|