Как возник род?
Возникновение рода и правил его создания состоялось миллионы лет потому. Однако основные мотивы создания сим’ї, главные требования, которые выдвигаются к мужчине и жене сегодня остаются неизменными. То как к существующим в настоящее время родовым традициям пришли наши предки?
Брачные традиции В европейском классовом обществе до последнего времени единственной формой брака была моногамия. Конечно, европейцам было известно о существовании и других форм брака: многоженства (полигинии) и многомужества (полиандрии). Но при всем отличии этих форм брака они имели между собой общее – это был брак между индивидами. В случае моногамии в брак вступают два человека, в случае полигинии одно лицо вступает не в один брак с несколькими женщинами, как иногда считают, а в несколько браков, число которых равняется числу его жен, в случае с полиандрией одна женщина находится в таком количестве браков, которое равняется количеству ее мужей. Из-за всего этого в глазах европейских мыслителей индивидуальный брак выступал не просто даже как единственный существующий, но как единственный возможный вид регуляции отношений между полами, а моногамия – как идеальная форма такой регуляции. В европейском обществе в течение многих веков нормой считались половые отношения только между супругами. В идеале не могло быть отношений между полами, которые не были бы освящены браком. Половые отношения к браку и поза им рассматривались как нарушение существующих правил и в том или другой степени осуждались. Вполне понятно, что в этом обществе не могло быть никаких правил, которые регулируют добрачные и внебрачные отношения.
Добрачные отношения Характерным пределом большинства изученных этнографами доклассовых обществ является существование в них большей или более малой свободы половых отношений к браку. Говоря о свободе добрачных отношений, этнографы имеют в виду вовсе не то, что они случались. Ведь половые отношения к браку всегда имели место и в европейском обществе.
В доклассовых социально исторических организмах добрачные отношения сами по себе взятые не рассматривались как отступление от норм и соответственно никак не осуждались. Во многих обществах не рассматривались как нарушение правил и не осуждались также и внебрачные отношения. Социальное признание правомерности небрачных (добрачных и внебрачных) связей ярче всего оказывалось в том, что доклассовые общества определенным образом их регулировали, вводили в определены социальные рамки, причем те же, в которые были помещены и брачные отношения.
Возникновение рода. Экзогамия С важнейшей из этих норм мы сталкиваемся при изучении рода. Род – это сообщество, к которому принадлежали кровно связанные потомки одного предка. Между представителями рода сурово запрещены половые отношения. Из-за этого члены каждого рода могут вступать в половые отношения, а тем самым и в брак только с членами других родов. Этот обычай носит название экзогамия, которая буквально значит – брак на внешне.
Экзогамия то есть требование искать половых партнеров вне рода, является производной от запрещения половых отношений внутри рода, который может быть назван агамной запрещением или просто агамиею (от греч. а – не, гамос – брак). Причина подобного запрещения крылась в том, чтобы предотвратить столкновения мужчин через женщин.
В глазах значительного числа исследователей агамия выступает как запрещение браков внутри рода. В действительности он является запрещением всех вообще половых отношений между членами рода, в одинаковой степени как брачных, так и небрачных. Агамна запрещение в доклассовых обществах было основной нормой, которая регулировала отношения между полами. Если в европейских и любых классовых обществах все половые отношения делятся прежде всего на брачных, с одной стороны, и небрачные, с другой, то в доклассовых обществах основной раздел идет по другой линии. Половые отношения в доклассовом обществе прежде всего делятся на таких, которые не являются нарушением агамной запрещения, и на таких, которые идут вразрез с ним. Первые из них абсолютно независимо от того, являются ли они брачными, добрачными или внебрачными, рассматриваются обществом как законные, нормальные, правильные. Что же касается нарушения агамной запрещения, то оно расценивается обществом не просто как моральная вина, а как самый страшный из всех возможен преступлений. Обычным наказанием за нарушении агамии была смерть. Таким образом в первобытных обществах индивидуальная нехватка была не только не единственной, но даже и не главной формой регуляции отношений между полами. Главной была другая форма.
Дуально родовая организация Суть ее мы поймем, если примем во внимание, что в ряде первобытных обществ запрещение вступать в половые отношения с членами своего рода совмещалось с требованием вступать в такие отношения исключительно лишь с членами одного другого определенного рода. Такие же требования выдвигал к своим членам и этот последний род. В данном случае мы сталкиваемся со своеобразным союзом двух родов, каждый из которых запрещал половые отношения внутри себя и обязывал своих членов искать половых партнеров в союзном роде. Этот союз в этнографии принято именовать дуально родовой организацией. Как свидетельствует данная этнография, дуальная организация имела в прошлом человечество универсальное распространение.
Дуально родовой союз является определенной социальной организацией отношений между полами, которая дает определены права и налагает определенные обязательства на связанных этим союзом сторон. Иначе говоря, перед нами ни что другое, как определенная форма брака: брак не между индивидами, а между их группами, то есть брак не индивидуален, а групповой.
Групповой брак: обов’язки перед родом Групповой брак является явлением качественно отличающимся от индивидуального. Это – брачный союз не между индивидами, взятыми отдельно, а между их определенными группами, а именно – родами. Именно между родами, которые входили в союз, существовали определены взаимные права и обязанности.
Во всех известных в этнографии случаях вместе с групповым браком существовал и индивидуальный. И групповой брак, регулируя отношения между полами, тем самым выступал и в роли регулятора индивидуального брака. Но, вероятно, это явление возникло позже. На ранних этапах никакого индивидуального брака не существовало.
Групповой брак стал главной и единственной формой регуляции отношений между полами. Это подтверждают сами архаичные из всех известных систем родства. Под системами родства понимают в этнографии системы сроков, которые помечают отношения собственно родству, свойству и браку. Сами архаичные системы родства не признают индивидов как таких, не знают отношений между индивидами, включая и отношения индивидуальной нехватки. Иначе говоря сами архаичные системы родства признают нехватку только между группами людей, причем нехватка дуальна.
Сначала каждая из двух половин вновь созданной сим’ї была одновременно и родом, и общиной, то есть полностью самостоятельным социальным и экономическим образованием. Есть серьезные основания считать, что такая дуальная организация возникла сначала в результате соединения ранее осуществленных самостоятельных человеческих групп. О причинах и путях образований такого рода союза можно только догадываться.
Агамна запрещение, которое лежало в основе рода, было типичным табу. Его нарушение рассматривалось как такое действие, которое неминуемо должно было накликать на всех членов рода неизвестную, но грозную опасность. Нарушители агамной запрещения считались едва не преступниками, через что их так жестоко карали. Однако в действительности на всех этапах эволюции этого общества нарушения агамного табу никакой реальной опасности ни для индивидов, ни для коллективов не представляло. Отсюда исследователи сделали вывод: такая опасность действительно существовала, но в период, который предшествовал возникновению агамного табу, то есть в дородовий период истории человечества. Однако это было пов’язано с убеждением, что для того, чтобы, например, охота была удачной, необходимо определенное время воздерживаться от половых отношений.
В результате появление половых табу жизни праобщини начало состоять из дежурства периодов, когда половые отношения были возможны, и периодов, когда они были сурово запрещены. Общая тенденция развития заключалась в сокращении времени, в течение которого половые отношения были возможны. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри праобщини толкало к поискам половых партнеров в других общинах. В свою очередь завязывание половых отношений между членами разных праобщин делало возможным полное запрещение половой жизни внутри каждого из первобытных коллективов. Когда это запрещение окончательно утвердилось и частичная, временная агамия превратилась в полную, каждая праобщина превратилась в род и, соответственно, возникла дуально родовая организация.
Социализация половых отношений С ее появлением половые связки были введены в социальные рамки и перестали быть неурегулированными. На смену промискуитету пришел групповой дуально родовой брак. Он допускал существование определенных прав и обязанностей между сторонами, которые берут брак – родами.
Для каждого конкретного человека обязанность вступать в половые отношения только с членом другого рода была лишь указанием на круг, внутри которого он имел право искать половых партнеров, лиц, и только. Кто же конкретно из данного круга лиц становился его половым партнером и на какое время, это определялось лишь хорошей волей тех, кто вступал в подобную связь.
В дальнейшем на почве взаимных влечений и симпатий образовывались достаточно постоянные пары. Отношения между определенным парнем и определенной девушкой поддерживались в течение длительного времени и могли завершиться браком, хотя и вовсе не обязательно. Однако, пока брак не был заключен, отношения между партнерами, насколько бы крепкими не представлялись, не имели в виду какие-то права и обязанности по отношению друг к другу. Они никак не санкционировались обществом.
Возникновение рода в Украине По мнению некоторых исследователей, во главе рода, который формировался на территории нынешней Украины, стояла сначала женщина – родоначальница (позже такая форма была названа матриархат), но настоящим председателем рода был выборный вожак, по большей части кто-то из ближайших родственников родоначальницы. Когда же задания роду начали усложняться, во главе его стал мужчина (патриархат). Род оселювався в одном месте, имел общую собственность и общее хозяйство, вместе заботился о питании своих членов, управляя пашню, кормя скот, охотясь на зверей и ловлячи рыбы; в замкнутом кругу рода производились по большей части все нужные для пропитания орудия. Кроме хозяйственных, род выполнял еще общественные функции, охраняя своих членов перед чужестранцами и поддерживая согласие между членов рода. Численный рост членов рода и изменение хозяйственной системы привели к тому, что из рода начали отделяться семьи, не теряя однако с ним связь. Открытые археологами стоянки показывают, что их хватало только на помещение одной семьи, зато количество стоянок в поселении одного рода значительно увеличивались. Экзогенные супругов требовали близкого сожительства нескольких родов, связанных с собой семейными отношениями. Соседние роды, которых, кроме роднит, соединял еще тот же язык (или диалект), религиозный культ и труд, объединялись в племена.
|