Семейное дело
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. До признания исключительной важности роли труда в формировании лица, люди дошли давно. С ее помощью можно сформировать у детей как позитивные, так и негативные, качества лица.
Деть – это не только будущее любой семьи. Это реален стратегический ресурс государства в геополитическом пространстве. Потому что без граждан нет страны — никому ее защищать, никому создавать ВВП, преумножать научный и культурный потенциал, никому поддерживать старшее поколение.
Семейный бизнес и содействие возникновению любопытства ребенка к семейному бизнесу – процесс кропотлив, но полностью зависимый от родителей, а не только от условий, которые создает государство. Ведь последующий успех человека и ее взнос в семейное дело зависит, прежде всего, от того, полюбила ли она трудовой процесс еще из раннего детства, или привыкла видеть и пользоваться лишь результатами труда своих родителей.
Как поощрить ребенка к работе? Дело не только в труде, как такой, сколько в ее сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых она осуществляется. В труде оказываются особенности поведения ребенка – активность, стремление самостоятельности, утверждения своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности заключается в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, который допускает проявление забот о себе, о тех, которые окружают.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладения умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и так далее)
Как и любое этическое качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, такому, которое требует от воспитателя огромного терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать слишком рано. Наследование, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, которые побуждают детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рожает желание делать то же. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основное задание родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основное задание сим’ї Основное задание семье в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она предоставила на него максимальное воспитательное действие. Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей: - Привлечение к труду через самообслуживание; - постепенный переход от самообслуживания к труду для других; - постепенное расширение круга обязанностей, наращивания их сложности; - тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений; - поощрение старательного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы; - дежурства труда и отдыха, а также разных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Необходимо помочь ребенку почувствовать пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость потому, что его деятельность полезна таким, которое окружает. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книгу, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, прочь, сколько пустых мест на полке.
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в целом "вибухнути" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей нимало не менее важный, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручения, а ребенок не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ти все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет возитимешся". В любом случае! Лучше всего дать дополнительное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Главное: привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные дела.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умения делать что-то своими руками станут в случае ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Особенно умение относиться ответственно к своим обов’язків понадобится тогда, когда ребенок станет полноправным членом семейного бизнеса.
Мотивация Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-либо потребности, влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. Отдаленность мотива от деятельности требует волевых усилий, допускает ее целеустремленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом оказывается существенное отличие труда от игры, учения.
Существуют такие виды позитивной направленности труда: пример, интерес и зобов’язання. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста является пример и интерес. Мотив длинная в этом возрасте остается как производный от мотивов пример и интерес и носит ярко выраженный эмоциональных характер. Мотив зобов’язання, какой побуждает ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе ощущения ответственности.
Родителям не следует приписывать процесс труда только "інструментальний" смысл, то есть видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Ось подметешь пол, уберешь из стола, тогда пойдешь гуляти"). Конечно, такие матировки другой раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые очень часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – покарання". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают таким образом: "Чим больше я смогу пообещать, чем более привлекательно для ребенка награда, тем сильнее разовьется у нее потребность в праци". Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд все более избавляется для ребенка привлекательности, рассматривается ею как что-то вынужденное.
Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труды для малыша поиск разных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
Однако, следует всегда придерживаться «золотої середини» в процессе воспитания. Как бы не хотелось собственному ребенку рассказать все все, сопровождая каждый ее шаг по жизни, как бы не хотелось змалечку посвятить малышню в тонкости семейного дела, нужно заставить себя привыкнуть к мысли, что ребенок должен приучаться к самостоятельности, к поиску ответов на вопрос, которые ее интересуют. Практика показывает, что основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека.
В трудовом воспитании детей важный пример. В семьях, где иметь, вернувшись из работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха. Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самих разных жизненных заданий. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятие "можна", "треба", не "можна". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что нужно. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей кимнати". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "треба", а затем то, что "хочу". Приучать ребенка к слову не "можна" - значить приучать его сдерживать вой желание, то есть развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств лица.
Следовательно, трудолюбие, позитивное отношение к труду взаимосвязанные с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник владеет способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.
Советы родителям: 1. Будьте последовательные в своих требованиях. 2. Учитывайте индивидуальные и вековые особенности своих детей. 3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочери, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. 4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. 5. Учит ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результа-там их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзьях. 6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Семейное дело мужчины и жены Говоря об участии ребенка в семейном бизнесе, важно пам’ятати о специфике такого вида бизнеса вообще, ведь владеть совместимым бизнесом или работать вместе с родственниками – дело непростое. Семейные отношения в итоге нередко страдают, а порой дело заканчивается откровенной враждой и ненавистью.
Да, есть дела, которые держатся именно на семейных узах. Небольшая частная пекарня, виноградник или предприятие, которое эксплуатирует полученное в наследство мастерство (художники, краснодеревщики) — идеальные образцы семейного бизнеса. В таких компаниях лучше всего работается именно родственникам, а профессиональные секреты передаются из поколения в поколение.
Куда сложнее идут дела в более крупных компаниях, где костяк коллектива составляют наемные работники, а все высшие управленческие позиции заняты представителями семьи. Здесь могут быть разные проблемы. И не так уже важно, кто, собственно, руководит предприятием: отец или сын, брат или сестра, мужчина или жена.
Не всегда родственники могут понять и принять субординацию в компании. В частности, нередкие случаи, когда они распоряжаются корпоративным бюджетом, как семейным бумажником — в уверенности, что «потім порахуемося». Такой подход в результате может привести к ошибкам в финансовом учете.
Другой распространенный вариант. Жена, которая занимает высокий пост в семейном бизнесе часто уверенная: если любящий мужчина возглавляет компанию, он закроет глаза на любые профессиональные ошибки и «все зрозумие». Супруги должны понимать: семья и бизнес – разные вещи. Проще говоря, мужчина не имеет прав кричать на главбух только по той причине, что это его жена, а главбух не имеет права покрывать свои финансовые промахи из бумажника фирмы, пользуясь тем, что директор ее муж.
|